Раков Сергій Анатолійович

 

Раков Сергей Анатольевич

 

Должность: Советник по научным вопросам директора Украинского центра оценивания качества образования (Киев), профессор кафедры информатики Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды

Адрес: Харьковский региональный центр оценивания качества образования пл. Свободы, 6, Харьков – 61022, Украина 8 050 802 0136   

Харьковский  национальный  педагогический  университет имени Г.С.Сковороды

ул. Блюхера, 2, Харьков - 61168, Украина (+380) 0572 680-236

Teл./Факс:           (+380) 0572 680-236

Электронная почта:  Rakov_S@ukr.net      

Область интересов:

- Тестовые и мониторинговые исследования в области образования

- Международные сравнительные исследования в области образования

- Компьютерная поддержка исследовательского подхода в математическом образовании

- Использование ИКТ в образовании

- Разработка программного и методического обеспечения для образования (математика, информатика, иностранные языки, и.д.)

- Исследовательская работа в области математического анализа, теории функции и функционального анализа

Квалификация:

·         Математик: 14 публикаций по функциональному анализу в центральных математических изданиях СРСР 

·         Преподаватель математики (125 публикаций по вопросам усовершенствования математического образования на основе исследовательских подходов  в образовании с использованием ИКТ); читал курсы: математический анализ, дискретная математика, информатика, аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия, теория вероятностей и математическая статистика, программирование на языках Paskal, Prolog, Lisp, Logo, Visual Basic;

·         Научный руководитель по разработкам педагогических программных средств (ППС), включающие программное обеспечение и методические пособия для учителей и студентов по предметам: математический анализ, аналитическая геометрия, программирование на языках Paskal, Logo, английский язык для средних школ и университетов.

·         Научный руководитель дипломников и аспирантов: успешно подготовленные и защищенные 3 кандидатские диссертации по методике преподавания математики и информатики:

·         Забара И.М., «Интеллектуальные обучающие программы в математическом образовании (на примере изучения производной в курсе математического анализа в средней школе и университетах)», 1993 г.

·         Олейник Т.О., «Научные исследования в математическом образовании как средство бучения и изучения математики», 1994 г.

·         Малярчук С.М., «Формирование основ информационной культуры учеников 6-7 классов на основе использования деятельностной среды ЛОГО» 1997 г.

·         Научный руководитель проекта «Пилотные школы» в северно-западном Регине Украины (Харьковская, Донецкая, Днепропетровская, Луганская, Сумская и Полтавская области). Согласно этому совместному с США проекту информатизации общеобразовательных школ на протяжении 1991-1996 года в школы было поставлено 50 первых IBM – совместных компьютерных классов PS-2,

            было обеспечено полный комплекс услуг  (доставка и установка классов,

инсталляция базового программного обеспечения, семинары для учителей по вопросам использования информационных технологий  в преподавании информатики, математики, иностранных слов, географии, на уроках в начальной школе, управление школой и т.д.)

·         Координатор проекта фонда «Возрождение»:

·          Проект «Информатика до школы» (руководитель проекта), 1995 год (МФ «Возраждение» - разработка 10 ПМК (программные  педагогические способы (ППЗ), научные и методические материалы для учителей и учеников) по вопросам использования информационных технологий в преподавании математики, информатики. Материалы опубликованы и бесплатно переданы в 50 школ города и области.

·         Проект «Информатика для молодежи» (руководитель проекта), 1996 год (МФ «Возрождение» - разработка 10 ПМК (программные педагогические средства (ППС)б учебные и методические материалы для учителей и учеников) по вопросам использования информационных технологий в преподавании математики, информатики. Материалы опубликованы и бесплатно переданы в 50 школ города и области.

·         Координатор в Украине международного сравнительного проекта исследования успеваемости математического образования Kassel-Exeter Project, согласно которому свыше 500 учеников 7-8 классов 10 школ Харьковского региона на протяжении 2 лет были задействованы в исследование влияния  на их успешность разных методик, программ, форм организации ученого процесса в сравнении с другими 17 странами участницами проекта (1996-1998), университет города Экзетер, Великобритания, руководитель – профессор D. Burghes.

·         В Украине координатор проекта MAVI (Сравнительный проект по исследованию математических взглядов учеников 7 классов в Финляндии и Украине), 1997-1998, университет Хельсинки, Финляндия, руководитель профессор EPehkonen.

·         Координатор в Украине международного проекта  IPMA (Международный сравнительный проект математических достижений), начиная с 1999 года проводитсядолгосрочный мониторинг научных достижений учеников, начиная с 1 класса. Согласно проекту ученики 11 классов Харьковской области и г. Харькова проводят тестирование (1 раз на год) на протяжении 4 лет, с ними проводятся интервью анкетирование, видеозапись лучшего опыта. В проекте принимает участие 20 стран, координатор – университет г. Экзетер, Великобритания, руководитель – профессор D. Burghes.

·         Координатор в Украине международного проекта MAVI-(Международный Финско-Украинский сравнительный проект исследования корреляции среди взглядов на математику учеников 8 классов и их успешностью в изучении математики. Начиная с 2006 года, планируется проводить педагогические исследования в обеих странах на основе тестирования по специально созданным тестам, анкетирования, интервью, создания библиотеки видеозаписей уроков математики в обеих странах с дальнейшим их анализом и создание библиотеки наилучшего педагогического опыта. Цель проекта – обработка пропозиций для усовершенствования национальных образовательных систем Финляндии и Украины на основе компетентностной парадигмы  образования, исследовательских методов обучения с ИКТ поддержкой, лучшего педагогического опыта этих стран. Финансируется Академией наук Финляндии.

·         Научный руководитель коллектива разработчиков программно-методических комплексов для общеобразовательных учебных заведений, которые имеют рекомендации Министерства образования и науки Украины и поставляются для школ в рамках государственных поставок:

·         ПМК  «DG» динамической геометрии из курса геометрии

·         ПМК «10000 Words» из курса английского языка

·         ПМК «Школярик» для интерактивного тестирования

·         Участник международных конференций в области математики и методики преподавания математики (Великобритания, Польша, Германия, Чехия, Россия, Дания, Швеция, Финляндия, Венгрия, Китай)

·         Главный редактор ежемесячного издания ТИМО (Тестирование и мониторинг в образовании)

·         Приглашенный профессор Хельсинского университета (Финляндия): октябрь – декабрь 2006 года по программе сравнительных мониторинговых исследований качества математического образования (Украина – Финляндия)

·         Координатор в Харьковской области совместного проекта «Центр тестовых технологий» МОН Украины и МФ «Возрождение» по разработке и апробации модели внешнего независимого оценивания научных достижений выпускников общеобразовательных учебных заведений (2002-2006)

 

Профессиональный опыт:

 

2007-

Советник по научным вопросам директора УЦОЯО

 

Украинский центр оценивания

качества образования (Киев)

 

Профессор кафедры информатики

 

Харьковский национальный педагогический

университет им. Г.С. Сковороды

 

Главный редактор журнала ТИМО

(Вестник. Тестирование и мониторинг в образовании)

 

 

2006 -2007

 

Директор

Харьковский региональный центр оценивания

качества образования

 

Профессор кафедры информатики

Харьковский национальный педагогический

университет им. Г.С. Сковороды

2002-2006

Директор

Харьковский региональный центр оценивания

 качества образования

2000-2004

Проректор по информатизации

Харьковский национальный педагогический

университет им. Г.С. Сковороды

1991-2000

Директор

Региональный Центр Новых Информационных  

Технологий в Образовании при Харьковском

государственном педагогическом университете

им. Г.С. Сковороды

1985-1991

Заведующий кафедрой информатики

Харьковский государственный педагогический

университет им.Г.С. Сковороды,

Физико-математический факультет,

Кафедра Информатики

1983-1985

Проректор по научной работе

Бердянский государственный педагогический  

институт

1978-1983

Заведующий кафедрой

Бердянский государственный педагогический

институт, физико-математический факультет ,

кафедра математики

1975-1977

Преподаватель

Харьковская государственная академия

коммунального хозяйства, кафедра высшей математики

1973-1975

Аспирант

Харьковская государственная академия

коммунального хозяйства,

кафедра высшей математики

1971-1973

Офицер

Советская Армия

 

1966-1971

Студент

Механико-математический факультет

Харьковского национального Университета

1956-1966

Ученик

Бердянская средняя школа №16

 

Образование:

1971 – математик и преподаватель математики, Харьковский национальный университет им. В.Каразина дипломная работа: «О безусловной сходимости последовательностей  в пространстве Лоренца»

1977 – кандидат физико-математических наук (специальность 01.01.01 «Математический Анализ»), Московский институт электронного машиностроения, диссертация: «О некоторых классах банаховых пространств, которые связаны с безусловной  сходимостью последовательностей»

2005 – доктор педагогических наук (специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения информатики»), Киевский национальный педагогический университет им. М. Драгоманова, диссертация «Формирование математических компетентностей учителя

математики на основе исследовательского подхода в обучении с использованием информационных технологий»

 

 

Выбраные публикации:

1. Раков С.А., Свойство Банаха-Сакса и задача трех пространств, Математические заметки, т.31, №1, 1982, стр. 112-125, Наука, Москва.

2.  Раков С.А., О равномерно гладких переномировках равномерно выпуклых банаховых пространств, Исследования по линейным операторам и теории функций, Записки научных семинаров ЛОМИ, т.135, 1984, стр.120-135, Наука, Ленинград.

3. Раков С.А.  (у співавторстві), Библиотека учебных алгоритмов и программ. – К.:  Радянська школа, 1988. - 136с.

4. Раков С.А., Ніколаєвська М.І., Олійник Т.О., Організація навчальних дослідницьких робіт з основ математичного аналізу засобами пакета MathCAD, навчальний посібник, “Основа”, Харків, 1993, 132 с.

5. Раков С.А., Горох В.П., Компьютерные эксперименты в геометрии, “РЦНИТ”, 1996, Харьков, 176 с.

6. Раков С.А., Олейник Т.А., Скляр Е.В., Использование пакета Derive в курсе математики, учебное пособие, “РЦНИТ”, 1996, Харьков, 160 с.

7. Раков С.А., Логвинова Г.В., Прокопенко А.И., Практикум по программированию на языке Паскаль, “РЦНИТ”, 1996, Харьков, 256 с.

8. Rakov S.A. et al., Mathematical Analysis, Part I, Guidebook for students (in English), RCNIT, Kharkov, 1997, 178 p.p.

9. Rakov S.A. et al., Mathematical Analysis, Part II, Guidebook for students (in English), RCNIT, Kharkov, 1998, 178 p.p.

10.  Rakov S.A. et al., Mathematical Analysis, Part III, Guidebook for students (in English), RCNIT, Kharkov, 1999, 216 p.p.

11.  Раков С.А., Горох В.П., Олійник Т.О., та ін, “Інформаційні Технології в аналітичній геометрії, посібник для  студентів, 204p., 2000

12.  Раков С.А. (у співавторстві, під редакцією Ракова С.А., Бикова В.Ю.), Відкриття геометрії через комп’ютерні експерименти в пакеті DG, “Вікторія”, 2002, Харків, 136 с.

13.  Раков С.А., Горох В.П., Програмно-методичний комплекс DG як крок від традиційної до інформаційної технології навчання геометрії,  „Комп’ютер у школі і сім’ї”, № 1, 2003, с.20-23.

14.  Раков С.А. Дослідницький підхід у курсі геометрії, відкриті задачі, проблемні області, чотирикутники та пакет динамічної геометрії DG // Науковий часопис НПУ імені М.П. Драгоманова. Серія № 2.  Комп’ю­терно-орієнтовані системи на­вчання: Зб. наук. праць. – К.: НПУ ім. М.П. Дра­го­манова, 2004. – № 1(8). – С. 42 – 55.

15.  Раков С.А. Програмно-методичний комплекс “ІКТ в аналітичній геометрії”  // Нові технології навчання: Науково-методичний зб. (Спеціальний випуск:  Матеріали міжнародної науково-методичної конференції “Нові технології навчання у вищій технічній освіті: досвід, проблеми, перспективи”, Київ, 18 – 20 жовтня 2004 р.). – Київ: НУХТ, 2004. – С. 137 – 143.

16.  Раков С.А.. Яким бути тестам з математики – погляд з позицій гуманізму, синергетизму та математичних компетенцій // Засоби навчальної та науково-дослідної роботи: Зб. наук. праць. – Харків: ХНПУ ім. Г.С. Сковороди, 2004. – № 20. – С. 115 – 131.

17. Раков С.А. Комп’ютерна підтримка дослідницького підходу у математичній освіті, болонський процес та профілізація загальноосвітньої школи // Науковий часопис НПУ імені М.П. Драгоманова. Серія № 2. Комп’ю­терно-орієнтовані системи на­вчання: Зб. наук. праць. – К.: НПУ ім. М.П. Дра­го­манова, 2005. – №2 (9). – С. 42 – 53.

18.  Раков С.А. Формування математичних компетентностей випускника школи як місія математичної освіти // Математика у школі. – К.: Педагогічна преса, 2005. – №5. – С. 10 – 13.

19.  Раков С.А. Міжнародний конгрес ICME-10 з питань математичної освіти: дослідницькі підходи у навчанні та ІКТ // Математика у школі.– К.: Педагогіч­на преса, 2005. – №3. – С. 10 – 15.

20.  Раков С.А. Пакети динамічної геометрії у курсі геометрії (основні властивості найпростіших геометричних фігур) // Математика у школі. – К.: Педагогічна преса, 2005. – №7. – С. 2 – 9.

21.  Раков С.А. Комп’ютерне моделювання трикутного математичного більярду // Комп’ютер у школі і сім’ї. – 2005. – №1 – С. 42 – 47.

22.  Раков С.А. Педагогічні можливості тестів з математики формату SA (коротка відповідь) // Комп’ютер у школі і сім’ї. – 2004. – №1. – С. 14 – 18.  23. Раков С.А. Пакет DG та дослідницький підхід у курсі алгебри та початків аналізу ЗНЗ // Комп’ютер у школі і сім’ї. – 2005. – №4. – С. 29 – 32.

24.  Раков С.А. Сучасний учитель інформатики: кваліфікація і вимоги (або чи можна перетворити Україну на силіконову долину) // Комп’ютер у школі і сім’ї. – 2005. – №5. – С. 5 – 8.

25. Раков С.А. Математична освіта: компетентнісний підхід з використанням ІКТ.– Харків: “Факт”, 2005.– 360 с

26.  Раков С.А. Зовнішнє тестування випускників США: тест академічних здібностей// Вісник.Тестування і моніторинг в освіті.–2006.–№10–11.–С.36–64

27.  Раков С.А.(співавтор Е.Пекконен) Мартикулярні екзамени у Фінляндії// Вісник.Тестування і моніторинг в освіті.–2006.–№10–11.–С.34–36

28.  Раков С.А.(співавтор Е.Пекконен) Мартикулярні екзамени у Фінляндії. Варіанти завдань // Вісник.Тестування і моніторинг в освіті.–2006.–№12.–С.39–42

29.  Rakov S., Gorokh V.P. Information Technologies in Geometry (an example of generalization of one well known problem about squares) // Bulletin // User Group of Derive, 1998. – v.31. – p. 25 – 30. (авторський внесок: постановка, розв’язок базової задачі, відкриття низки її узагальнень; концепція комплексного використання ІКТ в математичних дослідженнях і наукове редагування статті; внесок співавтора: доведення основного результату статті засобами пакета Derive; узагальнення 3 відомих результатів із геометрії правильних многокутників з використанням засобів ІКТ).

30.  Rakov S.A., Gorokh V.P. Explorations in Plane Geometry in Cabri and Derive Environment // Vortrage auf der 32. Tagung fur Didaktik der Matematik. – Munchen, 1998. – р. 511 – 518. (авторський внесок: концепція комплексного використання пакетів комп’ютерної алгебри та динамічної геометрії комп’ютерної підтримки дослідницької і навчальної роботи у галузі математики; наукове редагування статті; внесок співавтора: добір дидактичного матеріалу і комп’ютерна реалізація (побудова комп’ютерних моделей та їх дослідження). 

31. Pehkonen, E. & Rakov, S. Comparative Survey on Pupils Beliefs of Mathematics Teaching in Finland and Ukraine // Teaching Mathematics and Computer Science. – 2005.– 3 (1), p. 13-33. (авторський внесок: розробка спільно з співавтором концепції, мети, завдання і технології порівняльного проекту; відпрацювання спільної анкети і її українського варіанту; відбір конвенційної вибірки; організація анкетування в Україні, інтерпретація результатів; внесок співавторів: проведення анкетування в Фінляндії, статистична обробка результатів дослідження).

32.  Rakov S.,Titarenko L., Ionova H. Mathematics teacher training in Ukraine // Teacher Training, International Monographs on Mathematics Teaching Worldwide // Monograph 2. – Centre for Innovation in Mathematical Teaching, University of Exeter, United Kingdom, 2004. – p. 245 – 258. (авторський внесок: концепція і наукове редагування; огляд стану підготовки в Україні вчителів математики для загальноосвітніх навчальних закладів; внесок співавторів – огляд стану підготовки в Україні вчителів початкової школи з математики).

33.  Rakov S. Kassel Project in Ukraine // Kassel Project, final report, International Monographs on Mathematics Teaching Worldwide // Monograph 3, 2004. – p. 92 – 96. (авторський внесок: звіт, як координатора в Україні, про участь України у міжнародному порівняльному дослідженні якості математичної освіти учнів 8–9 класів; авторський внесок співавторів – аналогічні звіти 15 країн – учасниць проекту).

34. Rakov S. International Project on Mathematical Attainments, Ukraine (Country Report) – IPMA // International Monographs on Mathematics Teaching Worldwide, Monograph 4, 2004. – p. 199 – 216. (авторський внесок: звіт, як координатора в Україні, про участь України у міжнародному порівняльному дослідженні якості математичної освіти учнів 1–5 класів; авторський внесок співавторів – аналогічні звіти 20 країн – учасниць проекту).

 

Help